КРАТКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И.А.КАРИМОВА ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
11.06.2010

Уважаемые представители средств массовой информации,

Дамы и господа,

Позвольте сердечно приветствовать вас и еще раз выразить признательность за проявленный высокий интерес к нынешнему - Ташкентскому саммиту Шанхайской организации сотрудничества.

Хотел бы с большим удовлетворением отметить, что завершившееся десятое заседание Совета глав государств-членов ШОС носило присущий нашей Организации традиционно открытый, прагматичный и конструктивный характер.

Руководители государств-членов ШОС, а также президенты Монголии, Пакистана, Афганистана и Туркменистана, министры иностранных дел Индии и Ирана, представители ведущих региональных организаций рассмотрели вопросы всестороннего углубления многопланового и взаимовыгодного сотрудничества, актуальные региональные и международные проблемы.

Участники заседания пришли к единому мнению, что в период между саммитами в Екатеринбурге и Ташкенте была осуществлена большая содержательная работа, в том числе по укреплению правовой базы функционирования Организации, повышению эффективности ее деятельности и международного авторитета.

За прошедший год в рамках ШОС прошло более 30 мероприятий, охватывающих сотрудничество в сфере обеспечения безопасности и стабильности, торговли и экономики, культуры и образования, науки и техники.

В ходе визита Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в Узбекистан в апреле 2010 года в Ташкенте подписана Совместная декларация о сотрудничестве между секретариатами ООН и ШОС, которая имеет важное значение в деле укрепления правовой базы, повышения международного авторитета ШОС и развития ее контактов со структурами ООН.

Сегодня по итогам заседания подписан весомый пакет документов, направленных на дальнейшее развитие взаимодействия в рамках ШОС, на расширение ее внешних контактов, эффективное решение задач по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в регионе.

Первое. Главы государств приняли итоговую Декларацию - главный документ десятого саммита. В нем нашли отражение принципиальные оценки развития ШОС, ситуации на международной арене и в регионе Центральной Азии, подтверждение, что государства-члены полны решимости продолжать тесное и всестороннее взаимодействие в рамках ШОС в качестве надежного гаранта обеспечения мира, укрепления стабильности и процветания в регионе.

Второе. Подписано Положение о порядке приема новых членов в ШОС. На наш взгляд, принятие этого документа является важным шагом в создании правового поля для дальнейшего расширения Организации.

Вместе с тем, я хотел бы подчеркнуть, что утверждение Положения не означает немедленного вступления в ШОС какой-либо страны. Это только говорит о том, что создана юридическая база, определен порядок вступления в ШОС государств-наблюдателей.

Третье. Советом глав государств утверждены Правила процедуры ШОС. Принятый по инициативе Узбекистана документ должен придать деятельности нашей Организации системность, обеспечить четкий регламент подготовки и реализации принимаемых документов и решений. И, прежде всего, касается основного принципа – принятия решений в ШОС только на основе консенсуса. Это очень важное положение, которое придает Организации демократичность, открытость и демонстрирует возможность, что каждый член ШОС имеет полное право до конца отстаивать свою точку зрения: если любое государство-член ШОС имеет какие-то возражения, то решение не принимается. Это твердо закреплено в документе. Это связано с тем, что, имели место факты, когда не соблюдался принцип иерархии, т.е. документ должен, прежде всего, готовиться на уровне ответственных координаторов, экспертов соответствующих отраслевых структур, затем обсуждаться на уровне руководителей министерств и ведомств в зависимости от специфики вопроса. Если это касается вопросов безопасности, то это решается на уровне Секретарей безопасности государств, если затрагиваются международные проблемы, то на уровне Совета министров иностранных дел, по сути являющийся заключительным этапом. Очень важно, чтобы редакция документа была окончательной и не имела двухзначного толкования.

Были случаи, когда на заседаниях правительства, с «голоса» принимались какие то срочные решения. Позиция Узбекистана заключается в том, что бы в ШОС было исключено принятие документа в «пожарном порядке». Это придаст не только солидность, но и значимость каждому документу. У нас есть такая организация – СНГ, которая приняла столько документов, что трудно сосчитать, но большинство из них не всегда достаточно весомы. И поэтому такой принцип принятия документа не только обеспечивает демократичность и открытость в деятельности ШОС, но и вместе с тем создает твердый порядок для его прохождения на уровне глав государств.

Четвертое. Важным звеном на пути реализации стоящих перед ШОС задач по развитию взаимовыгодного сотрудничества в приоритетных для Организации сферах станут заключенные сегодня межправительственные соглашения «О сотрудничестве в области сельского хозяйства» и «О сотрудничестве в борьбе с преступностью».

Пятое. Главы государств одобрили доклады Генерального секретаря о деятельности ШОС и Совета РАТС о работе Региональной антитеррористической структуры за истекший период.

Говоря о вопросах обеспечения региональной безопасности и стабильности, естественно, мы обсудили афганскую проблему. В выступлениях глав государств были даны очень важные, на мой взгляд, видения перспектив развития ситуации в этой стране и предложения по ее стабилизации.

Было зафиксировано общее понимание того, что без решения афганской проблемы нельзя говорить о мире и стабильности в нашем обширном регионе и невозможности урегулировать обстановку в Афганистане исключительно военными средствами. Для этой страны важно решение первоочередных социально-экономических проблем, оказание целенаправленной экономической помощи многострадальному афганскому народу, где уже более 30 лет идет война, достижения консенсуса между противоборствующими силами, этническими и религиозными группами, организация переговорного процесса при главенствующей роли и под эгидой ООН.

Самый главный принцип, о котором говорилось сегодня на заседании и подчеркнутый Президентом Узбекистана, заключается в том, что без привлечения всех противоборствующих сторон, этнических, религиозных и территориальных групп, без участия всех политических сил, а также без привлечения самих афганцев к решению афганской проблемы война и противостояние будут продолжаться. Сегодня, к сожалению, судьбу Афганистана во многом решают не те, кто живет, работает и видит свою перспективу в этой стране. Они приходят и уходят, а афганцы будут жить на этой земле, растить своих детей, строить свою жизнь. Вот в этом суть вопроса. Раз им жить и растить новое поколение и добиться процветания своей страны, То они сами должны определить, как и на каких условиях должно быть достижение мира. По моему личному мнению, если этого мы не добьемся, если мы не обеспечим в Афганистане консенсуса между различными афганскими противоборствующими группировками и силами, то война может продолжаться долго. Когда я употребляю слово «консенсус», я не говорю согласие. Вы понимаете, что в стране, где уже 30 лет идет война, достигнуть согласия противоборствующих сторон очень трудно и это практически невозможно. Узбекистан много раз говорил об этом, я лично сам об этом в первый раз сказал в 2008 году в Бухаресте на заседании СЭАП НАТО. Я поставил вопрос однозначно – в основе решений афганской проблемы должен быть достигнут именно консенсус.

Вы можете задать вопрос «А возможно ли это?». Я считаю это возможным, если это происходит в первую очередь под эгидой ООН и, в первую очередь, с участием всех стран, соседствующих с Афганистаном. Так для решении афганского вопроса предлагают привлечь к участию государства Персидского залива или государства, которые выделяют какие то средства. Если идти по этому принципу, то желающих решить афганскую проблему будет очень много. Поэтому Узбекистан выступает за урегулирование по принципу «6+3».

 Это, во-первых, уже ограничительный принцип, но который преодолевают все 6 соседних государств, включая Китай. Потому что Афганистан многоконфессиональная и многонациональная страна. Но самое главное – этнические группы. Каждая этническая группа в соседней стране имеет свою поддержку. Например, вы знаете, что в Афганистане основная нация это пуштуны, составляющие около 70% населения. За ними следуют таджики, которые говорят на таджикском, на дари и на других языках. Следующим многочисленным этносом являются узбеки, их около 3 миллионов человек. В стране также много проживает туркмен, хазарийцев и этот список можно продолжать. Следовательно, проживающие в Афганистане все нации и этносы должны быть участниками процесса урегулирования. На них могут также оказать влияние этнические группы из государств-соседей.

Кроме этого, на процессе стабилизации могут влиять США, Россия и НАТО, которые и сегодня действуют в этой стране по программе «АЙСАФ». В итоге получается «6+3». Шесть это соседи, три США, Россия и НАТО. И самое главное, это конечно, сам народ Афганистана. И наше предложение по созданию группы «6+3» под эгидой ООН сегодня получает поддержку. Узбекистан еще в 2008 году на заседании СЕАП НАТО заявил о том, что военного решения афганской проблемы нет. Все считали, что огромная военная армада, вовлеченная в миротворческий процесс, может принудить афганцев к миру. Но Афганистан, не такая страна, которую можно принуждать. Вы знаете, чем закончилась попытка оккупировать Афганистан для Великобритании в 19 веке и для Советского Союза в прошлом столетии.

Наступил 21 век, но война идет уже 9 лет, и конца этому противостоянию, по моему личному мнению, пока нет. И сегодня о том, что нет военного решения вопроса, вынуждены говорить даже командующие тех миротворческих сил, которые присутствуют в Афганистане. Недавно об этом заговорили даже руководители великих государств Европы и США. Они стали приходить к пониманию, что только военными средствами в Афганистане достижения мира не достигнуть.

Афганистан – это ключевое государство, к которому приковано внимание всего мира. Поэтому для Узбекистана и для соседних стран, если будет мир в Афганистане – будет мир в целом регионе. Не будет мира, будет очаг, который будет создавать напряженность для всех соседних государств.

Поэтому для решения афганского вопроса важное значение будет иметь опора на соседние государства. Только привлечение этих стран, имеющих влияние на этнические группы в Афганистане, можно будет надеяться на положительный результат.

На саммите состоялся обмен мнениями по ситуации в Кыргызстане. Главы государств-членов выразили надежду на скорейшую нормализацию обстановки в этой стране. Была высказана готовность оказать Кыргызской Республике необходимую помощь и поддержку в целях скорейшей стабилизации обстановки и легитимизации власти, укрепления социально-экономического положения в стране, которые к сожалению, сегодня приобретает достаточно острый характер.

Главы государств остановились на вопросах, связанных с посткризисным восстановлением экономики, обсуждался вопрос о роли ШОС и входящих в нее стран в решении проблем, возникающих в этой ситуации.

Было отмечено, что ШОС продолжит усилия по созданию благоприятных условий для торговой и инвестиционной деятельности, реализации трансграничных, транспортно-коммуникационных, инфраструктурных и социальных проектов в целях повышения устойчивого развития экономики стран региона и повышения благосостояния наших народов.

Подводя итог деятельности за прошедший год, хотел бы подчеркнуть, что подписанные сегодня документы - это новый, важный шаг в развитии ШОС, укреплении ее международного авторитета, усилении роли и возможностей Организации в достижении ее главных целей - укрепление мира, стабильности и безопасности, обеспечение устойчивого экономического развития, расширение взаимодействия в гуманитарной и социальной сферах.

Я хотел бы подчеркнуть, что у нас есть все основания заявить, что задачи, стоявшие перед Организацией в период председательства в ней Узбекистана, в основном выполнены. Пользуясь этой возможностью, хотел бы выразить искренние слова признательности Генеральному секретарю ШОС Иманалиеву Муратбеку, опираясь на опыт и помощь которого мы сумели довести до конца наши проекты и самый трудный процесс - согласовать интересы сторон.

В целом я хочу сказать, если мы успешно завершили свое председательство, я считаю, что это результат, прежде всего Аппарата ШОС, сотрудников министерства иностранных дел Узбекистана других ведомств и структур. И вместе с тем, это согласованная работа с огромным коллективом других государств. И я, пользуясь возможностью выступить перед вами, журналистами, хочу выразить всем свою огромную благодарность за тот огромный, очень кропотливый труд, который был затрачен на то, чтобы мы могли сегодня уверенно сказать, что задачи, которые мы ставили еще в прошлом году, выполнены.

Спасибо.

г.Ташкент, 
11 июня 2010г.


                o`zb   рус   eng
Сегодня: 07.12.2019
© 2008 - 2019 Пресс-служба Президента Республики Узбекистан