ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИСЛАМА КАРИМОВА НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ШОС В РАСШИРЕННОМ СОСТАВЕ
11.06.2010

Уважаемые главы государств!

Уважаемые участники Саммита!

У нас сегодня есть все основания утверждать, что за относительно короткий по историческим меркам период Шанхайская организация сотрудничества, сформировавшаяся в 2001 году, превратилась сегодня во влиятельную международную структуру современной геополитики.

Принципиально важным этапом в развитии ШОС стало введение в рамках Организации института наблюдателей, а также партнеров по диалогу. Важным этапом становления ШОС стало принятие меморандумов о взаимопонимании с АСЕАН, СНГ, а также подписание в апреле 2010 г. в ходе визита Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в Ташкент Совместной декларации о сотрудничестве между секретариатами ШОС и ООН.

Убежден, что принятие этого документа позволит активнее задействовать трибуну ООН для решения стоящих перед ШОС задач и совместного продвижения в ее рамках интересов государств-членов Организации.

В ходе нынешнего Саммита нам предстоит утвердить Положение о порядке принятия новых членов. Тем самым ШОС делает следующий шаг в своем развитии – практически открывается путь к расширению Организации за счет новых полноправных членов, дальнейшему продвижению ее интересов в условиях мировой глобализации.

Само собой разумеется, что утверждение Положения не означает автоматического расширения состава государств-членов ШОС за счет государств, сегодня являющихся наблюдателями.

С принятием Положения создается только правовая база для вступления в число государств-членов ШОС.

Уверен, важным шагом в обеспечении дальнейшего динамичного развития ШОС, совершенствования правовых основ ее деятельности явится утверждение в ходе настоящего Саммита Правил процедур нашей Организации. Реализация этого документа придаст деятельности ШОС, ее органов системность, обеспечит высокое качество подготовки и реализации принимаемых в ШОС документов и решений.

В целом, если критически оценивать последовательность проводимой работы по становлению ШОС, можно с полным основанием сказать, что идет глубоко продуманный, поступательный и целенаправленный процесс развития и повышения авторитета ШОС на международной арене, усиления роли и возможностей Организации в достижении главных целей – укрепление мира, стабильности и безопасности, обеспечение устойчивого экономического развития, расширение взаимодействия в гуманитарной и социальной сферах государств ШОС.

Уважаемые участники Саммита!

Следующий вопрос, на который хотел бы обратить Ваше внимание, это проблема Афганистана. Проблема Афганистана уже давно стала ключевой темой, без обсуждения которой не обходится ни одно из заседаний ШОС, и сегодня она продолжает оставаться в центре нашего внимания.

Нет никакой необходимости доказывать, что без решения проблем Афганистана, где вот уже 30 лет идет война, нельзя говорить о мире и стабильности в Центральноазиатском регионе.

Убежден, что присутствующим в этом зале должно быть хорошо известно содержание предложения Узбекистана по урегулированию афганской проблемы, которая получила емкое название, как инициативы по формированию миротворческой группы «6+3», суть которой сводится к следующему:

Первое. Военного пути решения афганской проблемы нет. Если мы об этом говорили в апреле 2008 года на заседании СЕАП/НАТО в г.Бухаресте и других международных форумах, то сегодня об этом говорят практически очень многие руководители стран, вовлеченных в решение афганской проблемы.

Второе. В разрешении проблем Афганистана и обеспечении стабильности первоочередное и приоритетное внимание должно быть направлено на оказание целенаправленной экономической помощи многострадальному афганскому народу, строительство и формирование транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры страны, обеспечение занятости населения, решение острейших проблем борьбы с бедностью.

Третье. Необходимо учитывать и уважать исторические, этно-демографические особенности Афганистана, многовековые обычаи, традиционные ценности ислама, которых придерживается многонациональный и многоконфессиональный народ этой страны.

Четвертое. Без вовлечения в процесс примирения самого населения Афганистана и всех без исключения противоборствующих сил, этнических и религиозных групп, без достижения консенсуса между ними война в Афганистане может продолжаться долго.

Пятое. Важное значение имеет активное участие в этом процессе трех ведущих субъектов – США, России и НАТО. Решающее значение приобретает опора на соседние страны, я подчеркиваю, страны, которые непосредственно граничат с Афганистаном. Только с привлечением этих стран, имеющих влияние на этнические группы в Афганистане, можно будет надеяться на положительный результат.

И, что особенно важно, все эти задачи должны решаться при главенствующей роли и под эгидой Организации Объединенных Наций.

Говоря о проблеме обеспечения региональной безопасности и стабильности, хотел бы очень коротко коснуться ситуации в Кыргызстане. Отношение Узбекистана к событиям в этой республике ясно отражено в специальном Заявлении МИД Узбекистана от 9 апреля 2010 года. Мы считаем это внутренним делом Кыргызстана, и этим все сказано.

Уверен, что у общественности и народа Кыргызстана хватит жизненной мудрости и разума разобраться в той непростой ситуации, которая складывается сегодня в этой стране.

В Декларации Саммита ШОС в Ташкенте, которую мы собираемся сегодня подписать, зафиксирована общая позиция государств-членов по данному вопросу. Ее основная суть сводится к выражению нашей солидарности с кыргызским народом, общей озабоченности трудной ситуацией в стране, готовности оказать Кыргызской Республике необходимую помощь в целях скорейшей стабилизации обстановки и легитимизации власти, укрепления социально-экономического положения в стране.

Следующий вопрос, на котором хотел бы коротко остановиться, – это проблемы посткризисного восстановления экономики, которым практически озабочены многие страны в мире.

С каждым днем становится очевидным правильность оценок многих авторитетных экспертов и аналитиков, что несмотря на то, что пиковые фазы мирового финансово-экономического кризиса в основном пройдены, тем не менее, предстоит сложный, болезненный и достаточно длительный этап выхода и оздоровления экономики. И здесь не исключаются повторение в отдельных странах процессов спада производства, сохранение высокого уровня безработицы, снижение реальных доходов населения, серьезные напряжения на финансовом и банковском рынках.

Продолжающееся накачивание рынка огромными денежными средствами при значительном увеличении доли проблемных и невозвратных кредитов, а также недостаточный контроль за деятельностью банковско-финансового сектора, создают условия для разгула спекулятивного капитала, вздувания пузырей на фондовых и сырьевых рынках, что может привести к новым обвалам на финансовых и валютных рынках со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Не говоря уже о том, что возрастающая эмиссия денежных и платежных средств приводит, во-первых, к их обесцениванию и потере привлекательности в первую очередь конвертируемых валют, а, во-вторых, создает потенциально опасную ситуацию роста инфляции.

Серьезные, а в некоторых странах угрожающие масштабы принимают дефициты государственных бюджетов и размеры государственного долга, что приводит к большому перенапряжению в финансовом секторе, ограничению расходов и сокращению спроса на внутренних и внешних рынках.

Всем нам доставляет большое удовлетворение, что мировой финансово-экономический кризис имел относительно слабое воздействие на большинство стран азиатского региона, и значительная их часть достаточно уверенно преодолевает его последствия.

Однако, учитывая взаимосвязанность и взаимообусловленность процессов развития мировой экономики, нам не следует забывать, что возникающие и все более обостряющиеся проблемы по выходу из кризиса и оздоровлению экономики и финансов, независимо от того, где они имеют место, могут иметь самые серьезные воздействия на все страны и регионы.

Говоря о ситуации по осуществлению антикризисных и посткризисных программ в Центральноазиатском регионе, хотел бы особо остановиться на очень важном, на наш взгляд, вопросе, имеющем во многом решающее значение для решения сохраняющихся здесь проблем – а именно о развитии коммуникаций.

Речь идет о проектах по строительству и реконструкции автомобильных, железнодорожных и воздушных транспортных коммуникаций, а также информационно-коммуникационной связи, как внутригосударственного, так и трансграничного значения.

Все мы хорошо знаем, какой глубокий след в истории человечества оставил Великой шелковый путь, связавший в далекие времена страны Востока и Запада, и доказавший, какое исключительно важное значение может играть географическое и геополитическое положение Центральноазиатского региона.

XXI век, в котором мы живем, – век глобализации и великих перемен, настоятельно ставит на повестку дня вопрос о необходимости и очевидной важности современных коммуникаций, центров логистики, различных хабов, как об обязательном составляющем звене региональных и мировых процессов – процессов интеграции и кооперации.

Тем более, как показывает практика строительства и формирования таких центров коммуникаций на территории обширного нашего региона, в них однозначно заинтересованы компании стран-поставщиков и стран-покупателей, как на Востоке, так и на Западе.

Строительство автомобильных и железных дорог и связанных с ними станций и центров перевалки грузов, учитывая их большую трудоемкость, может стать мощным источником занятости и доходов местного населения, тем самым решить один из самых больших и узловых вопросов обеспечения стабильности в регионе. Не говоря уже о том, что решение в комплексе всех этих вопросов может превратиться в один из основных рычагов прогресса и повышения устойчивости социально-экономического развития региона.

Однако все эти задачи могут реально осуществиться только при серьезной финансовой поддержке международных финансовых институтов и государств-спонсоров, при условии, если эти вопросы окажутся в центре внимания мирового сообщества.

Благодарю за внимание.

Город Ташкент,
11 июня 2010 года


                o`zb   рус   eng
Сегодня: 07.12.2019
© 2008 - 2019 Пресс-служба Президента Республики Узбекистан